
В 2017 году Правительство Москвы объявило программу реновации, по которой граждан переселяют из старых, ветхих домов в новые. Программа представляет собой ряд правил и гарантий предоставления нового жилья. Ориентируясь на московский опыт, на рассмотрение в Госдуму был внесён законопроект о внедрении реновации в регионы.
Переселение по программе реновации
Первый этап реновации начался в 1998 году, когда сносились хрущёвские пятиэтажки 1957–1968 гг., относившиеся к сносимым сериям. Когда программа подходила к завершению, было обнаружено, что осталось множество иных жилых домов, сроки эксплуатации которых подошли к концу.
Правительство Москвы разработало и привело в действие в 2017 году программу реновации. По ней свыше 5000 домов подлежало сносу, а на их месте планировалось построить более комфортабельное и долговечное жильё.
Размен квартиры по реновации
Программа имеет условия предоставления нового жилья. Положением утверждено получение равнозначного жилья. Но некоторые жизненные ситуации предусмотрены и допускается обмен с выгодными условиями для граждан.
Ответы на часто задаваемые вопросы:
- Кому может понадобиться размен? Реновации подлежат дома, построенные в 1950–1970 гг. В то время были распространены “коммуналки”, когда в 1 квартире жило по нескольку семей. Сегодня те, у кого нет отдельной жилплощади, смогут обзавестись собственным жильём.
- Как получить 2 квартиры вместо одной? Обзавестись двумя квартирами сразу по факту переселения нельзя. По закону участники реновации получают равнозначное жильё взамен сносимого.
Но жильцы становятся собственниками нового помещения, что подразумевает свободу в совершении действий с ней. Это означает, что квартиру можно продать, разменять и пр.
Дополнительно при выселении из муниципальной квартиры возможно получить компенсацию деньгами. Соответственно, купить на выделенные средства 2 квартиры.
Условия оформления обмена и требуемые документы
От каждого участника сделки собственнику требуется получить согласие на совершение тех или иных действий с жилплощадью. Затем подать заявление в Фонд реновации вместе со следующим набором документов:
- ксерокопиями паспортов заявителей (все страницы);
- свидетельствами о рождении детей (при наличии);
- копией лицевого счёта;
- выписками из ЕГРН и домовой книги;
- согласием заявителей на обработку личных данных;
- квитанцией об уплате обеспечительного взноса в размере 100 рублей.
Для нанимателей соц. жилья предоставить копию ордера или договора социального найма.
Отдельные условия обмена:
- Получение квартир в разных районах. С 2019 года собственники могут выбирать будущий район проживания, при условии наличия свободных жилых помещений, имеющихся в фонде реновации. Это ускоряет расселение граждан.
- Отличия равнозначной квартиры от равноценной. Равноценной считается квартира, имеющая одинаковую рыночную стоимость с прежней. Равнозначной признаётся квартира, имеющая большую или схожую со старой площадь, одинаковым количеством комнат и расположенная в том же районе.
- Размен муниципальной квартиры. Семья, жившая в квартире до переезда по договору соцнайма, получает новую квартиру в собственность. В дальнейшем уже собственное жильё можно разменять.
Реновация нужна не только жильцам, но и городам. Таким образом планируется заменить ветхое жильё на безопасное и комфортное, и обновить инфраструктуру. В скором времени подобной льготой воспользуются жители субъектов Федерации.